У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил на этой огромной планете. Место это называется “малой родиной”.
У кого-то малая родина – большой город, крупный промышленный центр, а у кого-то – маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей речушки. И где бы ни жил человек потом, его все время тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, родственники, здесь его корни.
Этот раздел нашего музея посвящён этнографии. Он рассказывает о быте наших предков. В прошлом наши предки все старались делать вручную.
|
Рубель и валёк. Рубель использовался для разглаживания — “прокатывания” после стирки сухой холщовой ткани являясь, по сути, прообразом утюга. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали на цилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали по плоской поверхности рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец. Пряник использовали для того, чтобы лучше отжать бельё. Вымытое бельё клали на большой камень, а пряником ударяли по белью. Лишняя воды вытекала. Угольные утюги пришли на смену рубелям. Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые. |
Самые же первые старинные утюги появились 2000 лет назад в Китае. А вот большое корыто, ночёвка. В нем сечкой секли капусту, заготавливая ее на зиму. Могли и употреблять для стирки, как старуха из сказки Пушкина о золотой рыбке. Невозможно себе представить быт белорусской деревни без глиняной посуды - это крынки, горшки, кувшины, латки, кубышки, миски, чашки. Крынка (кринка) – очень древний тип сосуда. По свидетельству археологов была известна ещё в X-XIII вв. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. Коромысло изготавливали из липы, осины, ивы, древесина которых отличается лёгкостью, гибкостью и упругостью. В быту русских крестьян наибольшее распространение получили гнутые коромысла в виде дуги. Кочерга, ухват, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью. Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. Колокольчик вешали корове на шею, чтобы она не заблудилась в лесу или болоте. У каждого в семье была своя ложка. Обычно за столом папа первый начина кушать. Макатра использовалась для дробления мака. А жернова для получения муки из зёрен. В плетеных изделиях различной формы хранили сухие продукты. |
|
Наши предки одежду делали из льна и шерсти. Когда лен всходит и начинает цвести, это очень красиво, кажется, будто небо спустилось на землю. Только любоваться было, скорее всего, некогда. Лен нужно теребить. Теребить, это значит рукой захватывать стебельки льна у самой земли и вырывать с корнем. Непременно так, никаких серпов в тереблении не использовалось. Потом вязались небольшие снопы и расставлялись для просушки. Высохшие стебли льна легко ломаются, и только теперь их несли разминать, для этого было специальное приспособление: терница. Отрепанный лен держали в сухости, затем начинали очесывать. Чем гуще гребень, тем лучше получалась пряжа. После очеса скатывали так называемые кудели и принимались прясть с помощью коровлодка и пряслицы. Используя ткацкий станок получали ткань. |
Куфар, который использовали для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. Дома украшались салфетками , вышитыми рушниками. Длина рушников была от 2 до 4 метров. Ими украшали красный угол, где на полочке-божнице стояли иконы и теплилась лампада. Пышущие жаром полотенца вешали на стены, на фотографии родственников, на зеркала. У рукомойника также висело расшитое цветами, птицами и другими сюжетами полотенце-утирка. Стены украшали вышитыми картинами. На потолочную балку подвешивали люльку. Чтобы ребенок не отвлекал от работы, хозяйка брала веревку, один конец привязывала к люльке, а другой – к ноге, и когда ребенок плакал, качала люльку, дергая за веревку ногой, а сама в это время пряла, вязала или вышивал на одежде узоры, которые были очень важны. Круг снизу рубахи, да ещё вышитый, да ещё красного цвета – символ солнца, огня. Край подола, рукава, ворот были защищены вышивкой, чтобы не могла проникнуть «нечистая сила». |
|
Кожаные лапти. После войны не хватало обуви и поэтому люди к старой обуви прибивали деревянную подошву. Для освещения использовались керосиновые лампы.
Украшением каждого дома был самовар. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические и пр. В настоящее время почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит.
Известный советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, делайте его лучше, красивее.