Руководитель по военно-патриотическому воспитанию
Жишко Михаил Владимирович
(учитель физической культуры и здоровья)
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию
Жишко Михаил Владимирович
(учитель физической культуры и здоровья)
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки реализации |
Ответственные исполнители |
Организационно-методическое и информационное сопровождение деятельности по военно-патриотическому воспитанию |
|||
1 |
Организация мероприятий по военно-патриотическому воспитанию, учитывая календарь государственных праздников, праздничных дней и памятных дат
|
постоянно |
Заместитель директора по воспитательной работе, руководитель по военно- патриотическому воспитанию Жишко М.В |
2 |
Проведение в учреждении образования еженедельных информационных часов для обучающихся с участием информационно-пропагандистских и лекторских групп |
еженедельно |
Заместитель директора по воспитательной работе руководитель по военно- патриотическому воспитанию Жишко М.В |
3 |
Освещение в средствах массовой информации, на сайтах, в социальных сетях, информационных стендах учреждений образования деятельности по военно-патриотическому воспитанию. Организация работы интерактивной платформы патриотического воспитания «Патриот.by» |
постоянно |
Заместитель директора по воспитательной работе руководитель по военно- патриотическому воспитанию Жишко М.В |
4 |
Организация церемониалов (митингов) у мемориалов, обелисков воинской славы, братских могил воинов, павших в годы Великой Отечественной войны |
май |
Заместитель директора по воспитательной работе руководитель по военно- патриотическому воспитанию Жишко М.В |
Увековечение памяти погибших при защите Отечества и сохранение памяти о жертвах войны. Музейная педагогика и поисково-исследовательская деятельность. Туристско-экскурсионная деятельность |
|||
5 |
Проведение тематических экскурсий для обучающихся по историческим местам, связанным с историей периода Великой Отечественной войны (Брестская крепость, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Государственный музей истории Вооруженных Сил Республики Беларусь, МК «Хатынь», ИКК «Линия Сталина», мемориальный комплекс «Тростенец», музеи учреждений образования, региональные объекты воинской славы и др.) |
В течении года |
Руководитель по военно- патриотическому воспитанию Жишко М.В учитель истории Станкевич Т.В |
6 |
Проведение туристских походов, слетов, соревнований, а также «звездных походов», экспедиций по местам воинской славы |
в течении года |
Руководитель по военно- патриотическому воспитанию Жишко М.В
|
7 |
Организация шефства над участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла и семьями погибших военнослужащих, ветеранами труда, пожилыми людьми |
в течении года |
Руководитель по военно- патриотическому воспитанию Жишко М.В педагог-организатор Чекель Н.и |
8 |
Проведение акций по благоустройству мемориалов и памятников воинской славы, надмогильных сооружений на воинских захоронениях |
в течении года |
Руководитель по военно- патриотическому воспитанию Жишко М.В педагог-организатор Чекель Н.И |
9 |
Проведение месячника военно-патриотической работы, дней воинской славы с участием ветеранов-фронтовиков, очевидцев и участников военных событий, воинов- интернационалистов |
февраль 2024 |
Руководитель по военно- патриотическому воспитанию Жишко М.В педагог-организатор Чекель Н.И |
10 |
Организация показов с последующим обсуждением хронико-документальных, кино- и видеофильмов о Великой Отечественной войне и других событиях военных лихолетий на территории Беларуси |
постоянно |
Руководитель по военно- патриотическому воспитанию Жишко М.В педагог-организатор Чекель Н.И |
Акции и мероприятия военно-патриотической направленности |
|
||
11. |
Республиканские патриотические акции «К защите Отечества готов!», «Служим Беларуси!»
|
февраль, май 2024
|
Руководитель по военно- патриотическому воспитанию Жишко М.В педагог-организатор Чекель Н.И |
12. |
Мероприятия, приуроченные к важным историческим и памятным датам в истории Вооруженных Сил |
февраль, май 2024 |
Руководитель по военно- патриотическому воспитанию Жишко М.В учитель физической культуры и здоровья |
13. |
Республиканская декада «Афганістан у лёсах нашых землякоў» |
февраль 2024 |
Руководитель по военно- патриотическому воспитанию Жишко М.В
|
14. |
Республиканская патриотическая акция «Их подвиг в памяти потомков сохраним»: республиканский форум музеев учреждений образования «Память народа в надежных руках молодых» республиканская научно-практическая конференция учащихся «Великая Отечественная война: история и память» республиканский конкурс «Листая страницы семейного альбома» |
2023-2024 |
Руководитель по военно- патриотическому воспитанию Жишко М.В педагог-организатор Чекель Н.И |
15. |
Республиканская акция «Беларусь помнит» |
2023-2024 |
Руководитель по военно- патриотическому воспитанию Жишко М.В педагог-организатор Чекель Н.И ,классные руководители |
16. |
Республиканская конференция «Поисковая и исследовательская деятельность как эффективное средство патриотического воспитания обучающихся» |
в течении года
|
Руководитель по военно- патриотическому воспитанию Жишко М.В педагог-организатор Чекель Н.И |
17. |
Республиканская спартакиада по программе зимнего и летнего многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь |
февраль, июнь 2024 |
Руководитель по военно- патриотическому воспитанию Жишко М.В педагог-организатор Чекель Н.И |
18. |
Мероприятия гражданско-патриотической направленности совместно с ОО «БРСМ», ОО «БРПО»: пионерские сборы, велопробеги; военно-исторические веб-квесты; праздники пионерской дружбы и др. |
в течении года
|
Руководитель по военно- патриотическому воспитанию Жишко М.В педагог-организатор Чекель Н.И учитель физической культуры и здоровья |
В настоящее время, для развития и процветания нашей республики мало, чтобы человек получил образование в какой-либо своей узкой специализации, также требуется, чтобы человек хотел работать и всячески способствовал развитию своей республики. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому и историческому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык и красотам родной природы. Данная проблема очень актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом ребенке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности.
Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности
«Я - гражданин Республики Беларусь».
«Моя организация»«А память священна».
«Спадчына».
«Природа - наш дом, ты - хозяин в нем».
При организации воспитательной работы руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует руководствоваться следующими документами: Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII), Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., иными нормативными правовыми актами, регламентирующими образовательный процесс.
Главной задачей руководителя по военно-патриотическому воспитанию является организация и координация военно-патриотического воспитания в учреждении общего среднего образования, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также организация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами военно-патриотического воспитания.
Основными направлениями деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию являются:
– организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;
– проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования;
– осуществление обязательной подготовки допризывников к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр);
– осуществление учета военнообязанных в учреждении образования и предоставление отчетов в военные комиссариаты, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в военные учреждения образования;
– координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и др.
К основным формам проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию можно отнести: уроки мужества, дни воинской славы, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая, благоустройство воинских захоронений и др.), встречи с ветеранами и оказание им шефской помощи, тематические экскурсии в музеи и воинские части, просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики, квест-игры, спортивно-массовые мероприятия (военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница», спартакиада допризывной молодежи) и иные патриотические проекты и конкурсы, в том чис.
Воспитанию у учащихся готовности к выполнению обязанностей по защите Отечества будет способствовать участие в республиканских акциях и мероприятиях военно-патриотического характера, а также в республиканской спартакиаде по программе зимнего и летнего многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь. Также в целях повышения эффективности воспитательной работы и проведения совместных мероприятий руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует наладить сотрудничество с воинскими частями, детскими и молодежными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО»), ДОСААФ, ветеранскими объединениями, патриотическими клубами.
Руководителю по военно-патриотическому воспитанию при организации работы рекомендуется использовать потенциал музеев учреждений образования, туристско-краеведческой работы (экскурсии, походы по местам боевой славы), поисковой деятельности (сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников Великой Отечественной войны, сбор данных о ветеранах, проживающих на территории района, к которому относится учреждение образования, работа с архивными документами, шефство над солдатскими захоронениями и памятниками воинам и др.).
При выборе методов и форм организации работы по военно-патриотическому воспитанию важно учитывать возрастные особенности, уровень физической подготовки, склонности и интересы учащихся, специфику и место расположения учреждения образования. Приоритетное внимание следует уделять использованию наиболее значимых, комплексных долговременных форм военно-патриотического воспитания, имеющих наибольшую эффективность в подготовке к военной службе (месячники оборонно-массовой работы, профильные лагеря военно-патриотической направленности, поисковая деятельность, работа с военно-патриотическими объединениями (клубами), военно-спортивные игры и др.).
Профессиональная ориентация учащихся на осознанный выбор военной профессии может проводиться руководителем по военно-патриотическому воспитанию по следующим направлениям:
1. Информирование – знакомство учащихся с военными и родственными им гражданскими профессиями, воинскими должностями и званиями, военной формой, требованиями к личностным качествам человека и др.; информирование учащихся о военных учебных заведениях Республики Беларусь (в том числе, организация для учащихся экскурсий в военные учебные заведения), требованиях к личностным качествам военнослужащего и особенностях подготовки к службе в Вооруженных Силах.
2. Консультирование – рекомендация старшекласснику специальностей и учебных заведений с учетом его профессиональной направленности. При этом необходимо учитывать личностные особенности каждого ученика, его интересы и способности, наличие общей и военно-спортивной подготовки. Данную деятельность рекомендуется осуществлять совместно с педагогами-психологами.
Повышению эффективности профориентационной работы и формированию у учащихся позитивного отношения к военной службе будет способствовать сотрудничество с воинскими частями, закрепленными за учреждениями образования на основе заключения официальных договоров. Оно предполагает организацию экскурсий в воинские части, проведение Дней открытых дверей, Дней призывника, организацию для учащихся встреч с военнослужащими, круглых столов, вечеров вопросов и ответов (для ознакомления учащихся с порядком прохождения воинской службы, поступления в военные учебные заведения) и обучение в них, совместное празднование Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Дня Победы, Дня Независимости Республики Беларусь, Дня памяти воинов-интернационалистов, других государственных праздников, праздничных дней и памятных дат, совместное проведение спортивных мероприятий.
В рамках допризывной подготовки учащихся руководитель по военно-патриотическому воспитанию организует взаимодействие с представителями органов системы национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь) с целью решения следующих вопросов:
– обеспечение средствамиобучения и инвентарем, необходимым для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и других мероприятий военно-патриотической направленности;
– организация и проведение учебно-полевых сборов с учащимися 10 классов;
– организация оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля.
Обращаем внимание, что специфика мероприятий военно-патриотической направленности и подготовки к военной службе, предполагающая действия в незнакомой обстановке, преодоление трудностей, использование особых навыков и умений, требует строгого соблюдения правил безопасности. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию является ответственным за соблюдение правил и норм безопасности.
С целью приобщения обучающихся к соблюдению безопасности во время образовательного процесса и выполнению правил внутреннего распорядка учреждения образования руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует включиться в работу по неукоснительному выполнению требований пользования мобильными средствами связи в учреждениях общего среднего образования в соответствии с Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 14.03.2019 года №156 «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования». Рекомендуется запланировать различные мероприятия, направленные на воспитание культуры использования мобильных средств и минимизацию их вредного воздействия на растущий организм несовершеннолетних. Это могут быть встречи с медработниками, профилактические беседы, интерактивные игры, викторины, квесты с использованием потенциала информационных и классных часов.