Интерактивные методы в работе с родителями

Для активизации позиции родителей, для вовлечения их в жизнь школьного учреждения, стоит начать с улучшения качества проводимых родительских собраний. С этой целью наиболее оптимально использовать интерактивные методы при организации собрания. Интерактивный – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Некоторые из интерактивных методов организации родительских собраний:

«Большой круг»

Родители рассаживаются большим кругом, педагог формулирует проблему.

В течение определенного времени каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

По кругу каждый родитель зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – включать или нет его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске. 

 «Аквариум»

Технология «Аквариум» - разновидность дискуссии. Участники делятся на две команды. Первая занимается решением какой-либо проблемы. Это активные участники собрания, им дается задание – например, «придумать способы украшения участка детского сада в зимний период», «как отказать ребенку в просьбе купить очередную игрушку», «половое воспитание в раннем возрасте» и т.д. Вторая команда родителей в это время наблюдает за действиями первой команды и записывает свои замечания относительно процесса их работы. По окончанию выполнения задания проводится обсуждение результатов, затем члены двух команд меняются ролями. Время работы: 10-15минут.

Что дает этот прием родителям? Возможность увидеть родителей со стороны, как общаются, как реагируют на чужую мысль, как аргументируют свою мысль, и какие доказательства своей правоты приводят.

 «Круглый стол»

Помогает участникам получить более глубокое представление об определенном вопросе, а также рассмотреть позиции других участников.

 «Вечер вопросов и ответов»

За месяц до проведения мероприятия педагог собирает вопросы образования, воспитания и развития наиболее актуальные в данный период. Вопросы (могут быть и анонимные), классифицируются, подготавливают ответы, помогают специалисты если нужно, на какие- то вопросы можно предложить самим родителям поделиться опытом.

  «Меня зовут…Я люблю своего ребенка за то, что…»

Для создания рабочей атмосферы, родителям предлагается по очереди произносить следующие фразы: «меня зовут… я люблю своего ребенка за то, что …» Как правило, родители пытаются не повторять предыдущие высказывания, это заставляет их сосредоточиться на высказываниях других, следить за происходящим на собрании. 

 «Прогнозируем мир будущего»

Родителям предлагается подумать в течение нескольких минут, каким они видят будущее своего ребенка.

Для эффекта визуализации следует подготовить материал для коллажа: фигурки людей, силуэты зданий (коттедж, здания, сельский домик), социальных институтов (школа, банк, больница, офис), предметы быта, автомобили. Затем родители создают коллективный коллаж будущего.        

Данное упражнение позволяет увидеть некоторые вопросы подготовки ребенка к школе, проблемы детского досуга, развитие личности.

Технологии для проведения родительского собрания

1.    Упражнения для знакомства

«Игра в имена» - участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени, или на все буквы своего имени.

«История имени» - все участники родительского собрания рассказывают, почему они выбрали именно такое имя своему ребенку, что оно означает.

«Любимые животное» (тест-шутка) – как показывает опыт, тест-шутка вызывает разрядку обстановки.

«Предмет моего детства» - раскладываются различные предметы. Это могут быть камешек, мячик, кукла и т.д. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, рассказывает соответствующий эпизод.

«Игра в мяч» - родители и педагог встают в круг. Берут мяч и бросают его одному из участников. При этом он должен назвать имя того участника, которому бросает и свое имя. Например, «Вас зовут…, а меня…» … Если кто то ошибается, то это воспринимается с доброжелательной иронией. Игра до тех пор, пока не будут представлены все участники.

2.    Приемы начала родительских собраний

«Приветствие» . Каждый участник говорит своему соседу, называя его по имени: «Здравствуйте, я рад вас видеть!» - и добавляет что-нибудь приятное для человека.

Каждый говорит по очереди всем приветствие, причем не повторяясь. Можно на разных языках.

Предлагается разделиться на малые группы (по цвету, одежде, знаку зодиака, по первой букве имени и т.д.) и придумать соответствующее приветствие всем участникам.

Сформулировать официальное приветствие от имени сказочного героя, мультфильма и др.

 «Правила»

Принятие правил проводится на первом собрании в начале года, все участники придерживаются их. Например: «приходить вовремя», «не критиковать друг друга», «не перебивать других», «говорить не долго и не часто», «быть позитивным» и т.д.

3.    Приемы проведения родительского собрания

«Высказать мысль другими словами» (высказать одну и ту же мысль совсем другими словами),

«Сделать наоборот» (например вместо ругать похвалить, неряшливый – креативный),

«Дерево-огород» (натягивается веревка к ней прикрепляются листы с вопросами, которые родители хотели бы обсудить на собрании, или на стикерах пишут вопросы прикрепляют на доску),

«Чудесное дитя» (записываются ответы каким бы родители хотели видеть своего ребенка, создавая образ «чудесного дитя», затем предлагается обсудить образ, подчеркнуть качества которые противоречат друг другу, противоположные, взаимоисключающиеся и т.д. В заключении делятся впечатлениями: было ли полезным данное упражнение, какие открытия они для себя сделали.

«Волшебное колечко» - педагог показывает колечко и говорит, что оно волшебное. Оно может быть наделено разными волшебными свойствами: давать возможность путешествовать во времени, представить себя в роли педагога, специалиста, бизнесмена; встать на позицию своего ребенка и т.д.

«История с продолжением» педагог держит в руках предмет, начинает о нем рассказывать, другие члены группы по очереди добавляют фразы, чтобы получился целостный рассказ. Содержание рассказа должно быть связано с обсуждаемой проблемой.

«Горячий стул» приглашается один из участников собрания, он садится на стул в центре, остальные задают ему вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. Сидящий должен правильно и быстро отвечать на вопросы, замешкавшийся или неправильно ответивший встает со стула, его место занимает тот, кто последний задал вопрос. 

4.    Игры и игровые ситуации на родительских собраниях

«Круг общения» - по кругу ходит один из участников и должен прикоснуться ладонями к ладоням, посмотреть в глаза.

«Комплимент» - в кругу участники бросают мяч, говоря друг другу комплименты или приятные слова, которые формируют образ данного человека.

«Хлопки»- в заданном темпе каждый участник хлопает в ладоши по очереди, один за другим и в обратном направлении. Главное-не сбиться с темпа. По команде ведущего меняется направление, по которому отбиваются хлопки.

«Пишущая машинка»- каждому дается буква, пословица, каждый отхлопывает свою букву и др.

5.    Приемы завершения родительских собраний

Письменный ответ – по выбору на один из вопросов «Что нового вы сегодня узнали?», «Что было трудным?», «Что привлекло ваше внимание на собрании?» и т.д.

«Игра в мяч» - ответ одним предложением на поставленный вопрос. Принимая мяч, родитель дает ответ на поставленный вопрос. Отдавая мяч, задает вопрос.

«Жест дня» - родители демонстрируют свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом.

«Слово дня» - предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.

«Блиц-опрос» - педагог задает вопросы по теме собрания, родители дают быстрые краткие ответы.

«Анкетирование»

«Выставки»

«Пирамида знаний»

«Рефлексия»

«Чудесный ларец» 

поделиться в: