Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т. д.
Порядок приема (зачисления) детей в I классы УОСО регламентируется Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании), Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 19.09.2022 № 322 (далее – Положение об УОСО), Инструкцией о порядке учета детей в целях получения ими общего среднего, специального образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.08.2022 № 285.
Об изменении решения Гродненского районного исполнительного комитета от 29 июня 2015 №449
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Венгер Л.А. |
Уважаемые родители будущих первоклассников!
Для того чтобы Ваш ребёнок чувствовал себя в первом классе уверенно, а учение давалось ему легко, будущему школьнику необходимо приобрести целый ряд умений и навыков. Учебная успешность напрямую зависит от готовности к школе.
Высокую стартовую готовность детей к обучению можно сравнить с фундаментом здания: крепкий фундамент – залог надёжности и качества будущей постройки (успешной учёбы).
Специалисты выделяют несколько критериев готовности ребёнка к обучению в школе, которые и являются основой будущей школьной успешности:
1. Интеллектуальная готовность
Она проявляется в способности концентрировать внимание, в умении видеть логические связи, устанавливать отношения между явлениями и событиями, а также в достаточном развитии памяти и мелкой моторики. Последнее является основным показателем готовности ребёнка к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом.
2. Эмоциональная готовность
Об эмоциональной готовности можно говорить, когда у ребёнка ослабевают импульсивные реакции, на смену которым приходит произвольное поведение и появляется мотивация к обучению. Помимо этого, эмоциональная готовность к школе означает, что ребёнок уже научился управлять своими эмоциями и приобрел важное умение сосредотачиваться.
3. Социальная готовность
В это понятие входит потребность в общении, способность принимать роль ученика и умение слушать, а также способность и умение подчиняться правилам, принятым в коллективе.
Таким образом, именно вышеназванные качества необходимы детям для успешного начала обучения в школе, а не умение читать и писать.
Также родителям необходимо научить ребёнка элементарным правилам поведения:
- подчинять свои желания определённым требованиям; ребенок должен осознавать, что такое “хочу”, и что такое “надо”;
- слушать и выполнять требования взрослых;
- уважать собеседника, не прерывать его и правильно к нему обращаться;
- научить дружить (воспитывать чувство товарищества) и конструктивно общаться с взрослыми и сверстниками.
Есть и другие важные задачи, которые необходимо реализовать родителям, готовя ребёнка к школьному обучению:
- Нужно психологически настроить ребёнка к школе, воспитывать интерес к ней и желание учиться. Нужно рассказывать и читать ребенку книги о школе, об учителях.
- Некоторые родители думают, что желание учиться появится само собой, но при этом запугивают детей трудностями, строгостью учителей; нередко предупреждают ребенка, что с начала учебного года он лишится всех игрушек и игр. Так делать нельзя. Наоборот, успокойте ребёнка, скажите, что все его игрушки будут помогать ему учиться.
- Нужно развивать у детей навыки самообслуживания:
- раздеваться и одеваться самостоятельно;
- самостоятельно завязывать шнурки и застёгивать пуговицы;
- аккуратно убирать вещи на место;
- мыть руки перед приёмом пищи, после посещения туалета, по мере загрязнения; правильно пользоваться салфеткой, столовыми приборами.
- Ребёнок должен рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, разучивать стихи и песенки, заниматься счётом, слушать чтение книг. Все эти разнообразные занятия способствуют воспитанию привычки к посильной умственной деятельности.
- Нужно приучать ребёнка любить книгу. Но не следует читать детям очень долго - это их утомляет (достаточно 30- 40 минут). Книги должны быть доступными по содержанию и соответствовать возрасту ребёнка. Научите не только слушать, но и пересказывать. Тем самым будет развиваться речь, мышление, творческое воображение.
- Необходимо работать над развитием мелкой моторики руки – заняться мозаикой, помочь маме перебрать крупу, учить ребёнка вышивать, пришивать пуговицы, лепить из пластилина, собирать пазлы и другое.
- Следует позаботиться о том, расширяется ли кругозор вашего ребёнка. Знает ли он то, что его окружает. Обратите внимание, часто ли ваш малыш задает вопросы-«почемучки». Внимательное отношение взрослых к детским вопросам способствует развитию ребёнка. Так он приобретает знания, так растет его наблюдательность и любознательность.
К моменту поступления в школу дети
должны знать:
- свое имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, домашний адрес;
- название нашей страны и её столицы;
- название родного города, свой адрес;
- название основных профессий и уметь объяснять, чем занимаются люди этих профессий.
должны иметь представление:
- о всенародных праздниках;
- о труде людей в городе и сельской местности.
- о сезонных изменениях в природе;
- о домашних и диких животных;
- о перелётных и зимующих птицах;
- о лесных ягодах и грибах;
- об овощах и фруктах;
- о деревьях, кустарниках и цветах.
должны уметь:
- соотносить цифры и числа в пределах 10-ти, выполнять в этих пределах элементарные счётные операции;
- сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
- называть материалы, из которых изготовлены предметы;
- сравнивать предметы и объекты по длине, высоте, ширине;
- различать форму предметов и объектов;
- составлять из нескольких геометрических фигур другие фигуры по образцу и по представлению;
- определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;
- понимать значение понятий "вчера", "сегодня", "завтра";
- называть части суток, дни недели, названия месяцев года, их последовательность;
- ориентироваться на листе бумаги;
- проводить прямые, не дрожащие линии;
- "видеть" строку и писать в ней;
- видеть клеточки и точно вести по ним рисунок;
- раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
- правильно произносить все звуки;
- уметь определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец);
- употреблять в речи простые и сложные предложения;
- составлять небольшие рассказы о предмете, картине или по какой-либо теме;
- пересказывать небольшие тексты;
- рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;
- запоминать и рассказывать стихотворения, загадки, повторять дословно предложения;
- выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе
- Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
- Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
- Предоставляйте детям больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
- Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»
- Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»
- После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»
Что делать, если ваш ребенок не хочет идти в школу?
По данным психологов, примерно 10 % детей не хотят идти в школу, потому что слышали о ней нелестные высказывания взрослых; около 8% получили негативный настрой от старших детей. Малыши верят во все без доказательств, поэтому очень важно, чтобы будущий первоклассник получал позитивную информацию о школе от близких людей. Вторая причина - если ребенок "не наигрался", но его психика очень пластична, и, придя в класс, он скоро начнет испытывать удовольствие от процесса обучения.
Вопросы и ответы, касающиеся поступления ребенка в первый класс |